“Игра на ложках в танцевальном творчестве  для успешной реализации целевых ориентиров”

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, последнее время в нашей стране ещё более возрос. Всё чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь,  приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям.

Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.  Дети учатся познавать окружающий мир и себя в этом мире, занятия с ложками не только развивают музыкальность, но и помогают воспитывать силу воли, коммуникабельность и развить творческий потенциал. На занятиях с ложками развиваются такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия. Обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они универсальны в применении, приёмы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата(рук) дошкольника, а также ложки прочны и надёжны, имеют определённые музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей. В образовательной деятельности дети знакомятся с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором. Игру на музыкальных деревянных  ложках можно использовать в самых различных условиях: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, театральная деятельность, выступления на праздниках. В разных видах деятельности: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения.

Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым (ритмическим) ударным инструментам. Ложки наиболее доступны для освоения детьми. На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. В процессе работы учитываются психологические и индивидуальные способности каждого ребенка, его физические возможности, состояние здоровья. Дети могут играть на ложках 5-8 минут, а затем необходимо сменить вид деятельности. На первом этапе необходимо познакомить с ложками, из чего их делают, для чего они предназначены. Обучение игре на ложках надо начинать со второй младшей группы. Упражнения для развития метроритмического слуха самые простые, далее попевки усложняются. С самого начала важно учить, точно воспроизводить ритм. Для этого необходимо прохлопывать ритмический рисунок попевки ладошками, а затем на ложках. При этом необходимо учить согласовывать движения с движениями товарищей, чтобы не опережали и не отставали. Использовать приём полукруга. В котором, левая часть состояла из детей со слаборазвитым ритмическим слухом, середина со средним уровнем, а правая часть с высокоразвитым ритмическим слухом. Так дети со слаборазвитым ритмическим слухом стоящие в левой части полукруга могли видеть, как стучат дети правого полукруга и стараться простукивать и повторять за ними. Затем простукивать ритм, стоя в парах. Важно, что нельзя от детей требовать моментального результата, это очень сложный вид игры. Освоив основные приёмы игры на ложках, необходимо объяснять детям, что танец смотрится и звучит красиво только тогда, когда все дети играют «как один» одновременно. Для этого надо обязательно слушать и видеть рядом стоящего.

Обучение детей игре на ложках ведётся в комплексе, совместно со знакомством с танцем, с анализом музыкального произведения.

Используются следующие задачи:

1.Приобщать детей к истокам русского народного творчества. Привлекать детей к нравственным понятиям, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

  1. Формировать навыки игры на двух деревянных ложках.
  2. Развивать чувство ритма, координацию движений, умение сочетать ритм с текстом и музыкой.
  3. Учить детей выразительному, искреннему исполнению в игре на ложках во время музыкально-ритмических движений.
  4. Учить детей овладевать необходимыми исполнительскими навыками в танце:

-учить правилам поведения в работе ансамбля

-учить ритмично, передавать длительности, ритмический рисунок, динамические оттенки, темп;

-учить вырабатывать технику игры, синхронность в действиях (играть согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать игру и заканчивать, слушать игру других)

  1. Заложить основы гармонического развития ( развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных способностей)
  2. Учить детей вслушиваться в музыку и анализировать музыкальные произведения.

Все методики обучения игры на деревянных ложках в танцах включает в себя индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей, характера. Физического здоровья. Преподносится в игровом варианте. Не навязывая своего восприятия и мнения, а предлагая детям свои варианты и приёмы и как следствие, развивает нестандартное мышление, фантазию, творчество, память, внимание, увеличивает словарный запас музыкальными терминами, музыкальные и исполнительские навыки.

В работе используются следующие методы и приёмы:

  1. Метод обследования, наглядности (рассматривание и апробирование подлинных музыкальных инструментов, иллюстраций, портретов композиторов).
  2. Словесный (беседа, использование художественного слова, указания).
  3. Практический (восприятие музыки и ритмических соотношений, анализ музыкальных произведений, игра по схемам)

4.Эвристический ( развитие находчивости и активности)

  1. Частично-поисковый (импровизации)
  2. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
  3. Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
  4. Мотивационный (убеждение, поощрение)

9.Жест руки (ребенок повторяет технику исполнения приёмом игры, как педагог)

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на деревянных ложках в танцах приносит детям радость, создаёт предпосылки для дальнейшего развития с русской народной музыкой, формирует интерес к познанию русского фольклора.

Систематическое, последовательное применение деревянных ложек в русском фольклоре вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческому развитию.

Дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

С помощью игры на деревянных ложках можно решать многие психологические проблемы. Конечно, проблемы просто так ни куда не исчезнут, но воспринимать их человек начинает по-другому, гораздо более позитивно. Дети освобождаются от зажимов и комплексов, не бояться быть самим собой.

 

 

 

Leave a comment