Работа по ранней профориентации с детьми младшего дошкольного возраста

В соответствии с требованиями ФГОС ДО у детей с младшего дошкольного возраста необходимо формировать правильное представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение, развивать положительное отношение к труду. Именно поэтому в своей работе по ранней профориентации придерживаюсь следующих целей и задач:

— сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои знания, умения и навыки в доступных видах деятельности;

— формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

— обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений.

Ребенку младшего дошкольного возраста свойственен интерес к деятельности взрослых.

Наблюдение за трудом для ребенка имеет большое значение: оно уточняет представление детей, развивает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует выработке положительного отношения, уважения к труду.

На первом этапе необходимо формировать представление о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых ими, орудиях труда. В этом помогают экскурсии по детскому саду. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок сам постепенно изъявляет желание трудиться, оказывая посильную помощь.

Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, картин, просмотр обучающих материалов  в виде мультиков и видеоигр также несет важную информационную роль в формировании первичных представлений о профессиях. С помощью художественных произведений можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий, обратить внимание детей на сказочных героев, которые трудятся.

При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о профессиях и труде взрослых в своей работе использую дидактические игры, направленные на расширение представлений о разнообразии профессий, их названии, роли, значении. С помощью игр знакомлю с орудиями труда, инструментами, прививаю уважение к труду взрослых.

Нельзя забывать и о значимости предметно — манипуляционных и сюжетно-ролевых игр по профессиям. С их помощью закрепляются знания о труде людей различных профессий, развивается речь, воображение, умение взаимодействовать друг с другом.

Подводя итог, можно сделать вывод, что знакомство детей с профессиями очень важно начинать именно в раннем возрасте, так как это расширяет кругозор, коммуникативные умения, обогащает словарный запас, активизирует внимание, развивает мышление.