Основной закон грамотности – устная речь должна опережать письменную.
Зачастую взрослые учат детей не писать, а лишь узнавать буквы и цифры?
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. Это многоуровневый процесс, так как в нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительно – моторный, общедвигательный. В процессе письма между этими анализаторами происходит интеграция, которая достигает наибольшего развития в возрасте5 – 8 лет.
Чтобы написать слово правильно, надо определить его звуковую структуру, место каждого звука, последовательность. Звуковой анализ слова очень важен и осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов.
При определении звуков и их последовательности важно проговаривание; на первом этапе – громкое, затем шепотное и потом уже внутреннее.
Учить звукобуквенному анализу слова необходимо уже с первых слогов, чтобы к 1-му классу ребенок хорошо ориентировался в фонетическом разборе. Чтобы научить ребенка звукобуквенному анализу гласные буквы приучают изображать красным цветом, а согласные синим (твердые) или зеленым (мягкие) (этого нет фактически ни в одном издании, или все буквы написаны в свободной цветовой гамме);
Следующая после проговаривания операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от сходных графически, для этого необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Далее следует моторная операция процесса письма, а именно – с помощью движения руки воспроизведение зрительного образа буквы, тут же осуществляется кинестетический контроль, который подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.
Проверено многолетней практикой, что лишь комплексное обучение дает лучшие результаты. Знакомя старшего дошкольника со звуком, необходимо показывать его графическое изображение, т.е. букву, а при обучении графическому изображению буквы ребенок начинает читать. Вот истоки врожденной грамотности!
Из вышесказанного следует, что подготовкой к обучению грамоте необходимо заниматься со старшими дошкольниками, и для этого издается масса методической литературы, а также рабочие тетради и прописи. Именно они лучше всего подходят для этой цели.
В книжных магазинах представлен очень большой выбор прописей, как по математике, так и по грамоте разных авторов. При выборе таких пособий необходимо учитывать следующие факторы:
- начинать обучение письму букв или цифр необходимо обязательно в тетрадях с крупной клеткой, а не с мелкой клеткой и, тем более, не с линейкой.
- Исключены прописи с нелинованными страницами вовсе. Ребенку необходимо учиться ориентироваться по клеткам, начиная выполнять простые задания, затем делать более сложные задания и только потом писать буквы или цифры;
- прописи должны знакомить ребенка с тем, что такое предложение и схема предложения, т.е. под слогами и словами должны быть схемы, которые раскрашиваются детьми (в большинстве прописях кроме отдельных букв нет ни слогов, ни слов, а тем более предложений и схем);
- Буквы должны быть только печатные. В издаваемых для дошкольников прописях и рабочих тетрадях буквы пишутся по-своему, нет единого стандарта, а это недопустимо на начальном этапе обучения. Необходимо сразу прививать ребенку правильное написание (например, начинаем писать с точки и далее по стрелкам).
- Не должно быть сложных рисунков, которые авторы предлагают выполнить малышу перед написанием буквы или цифры. Причем рисунки настолько сложны, что не всякий взрослый сможет справиться с заданием;
- для закрепления навыка письма цифры или буквы необходимо не менее двух строк (если буква, то высотой в две клетки и цифра высотой в одну клетку; если буква, то строчная и прописная). В современных изданиях, как правило, дается всего одна строка для написания, нет образования слогов с буквой, т.е. буква представлена изолированно.
Это самые существенные, на наш взгляд, ошибки, которые встречаются в большинстве издаваемых учебно-методических пособий для дошкольников.
Category: Учитель - логопед
4 комментария