Танцевальная деятельность как средство художественно –эстетического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина
На современном этапе развития общества большое значение предаётся системе образования, которая сегодня все больше и больше ориентирована на воспитание свободной, творческой, активной личности. Значительную роль в развитии детей дошкольного возраста играет художественно-эстетическое воспитание и одно из главных мест принадлежит хореографическому искусству. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я», влияя на его разум, чувства, волю, создавая «золотой запас впечатлений» (И.Ф. Гончаров), утверждая нравственный идеал, возбуждая «умные эмоции» (Л.С. Выготский). Художественно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста является основой формирования общекультурных компетенций, необходимых для данной возрастной категории.
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Танцевальная деятельность помогает решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся формирования личности. Она является ярким эмоциональным средством становления маленького человека. Большое место в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: танца, хоровода, музыкально-ритмического движения.
Итак, танцевальная деятельность играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью музыкально- ритмических движений, которые сочетают в себе средства музыкального, пластического, физического, этического и художественно- эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны и обусловлены. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органично для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально- пластического воспитания. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты – всему этому учит хореография.
Систематические занятия хореографией развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку. Танцевальная деятельность оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры ребенка. Занятия хореографией органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между детьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у дошкольников в процессе занятий по хореографии. Так занятия хореографией помогают воспитывать характер человека. Таким образом, опыт доказывает, что воспитание средствами искусства (в том числе и хореографии), является, возможно, самой главной составляющей художественно-эстетического воспитания. Важное значение имеют методики, которые направлены на развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе занятий хореографией. В качестве параметров коммуникативной успешности в дошкольном возрасте принято выделять эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, умение встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, способность к совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении со сверстниками и взрослыми. Применение методик позволяет при помощи музыки и танцев развивать коммуникативные навыки дошкольников, формируя их личностные качества с учетом нравственных норм и современных стандартов образования в соответствии с ФГОС ДО.
Необходимо развивать музыкально-творческие способности, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.
Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:
- развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;
- учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
- формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.
Принципы педагогического опыта:
- Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
- Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходима системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
- Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Планируя занятия, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
- Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
- Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
Для танцевальной деятельности на занятии очень важен выбор репертуара.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.
Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, развивает музыкальную память, эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический музыкальные способности в целом. .
Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с ФГОС ДО . Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
Category: Музыкальный руководитель