Игры и игровые упражнения по обучению грамоте

Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим  признакам.

Занятия по обучения грамоте направлены на развитие понятийного теоретического мышления и на них невозможно обойтись без игр, обслуживающих центральный и наиболее сложный этап обучения: этап введения теоретических понятий. Игра вносит в эти понятия то образное, чувственное содержание, которого лишены и словесные определения нового абстрактного знания, и даже его наглядные схемы и модели. Игру, в результате которой у детей формируются понятия нового типа, перестраивается представление о слове, можно назвать обучающей в строгом смысле слова.

Как же строится обучающая игра?

Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку.

С самого первого занятия по обучению грамоте мы начинаем рассказывать детям сказку (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаюсь к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия.

Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей.

 

Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте

  1. При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).
  2. Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).
  3. Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.
  4. По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.

С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

 

План работы над звуком и буквой

  1. Выделение звука из ярда слогов, слов.
  2. Определение места звука в слове.
  3. Придумывание слов на заданный звук.
  4. Уточнение артикуляции и характеристика звука.
  5. Знакомство с буквой.
  6. Из каких элементов буква состоит.
  7. На что похожа буква.
  8. Узнавание заданной буквы среди других букв.
  9. Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.
  10. Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.

Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.

Игры на уровне звука и буквы.

Выделение звука из слов.

 

Игровое упражнение «Открытки»

Педагог показывает детям открытку и называет слово, предъявляется 10-15 открыток – слов. Необходимо запомнить слова и назвать их в той последовательности, в какой они были названы. Для лучшего запоминания слова связываются между собой в рассказ или небылицу.

Подружки – парк –принцесса – пудель – птичка – пальма – почтальон – посылка – подарок – Павлик – портфель – пряник – пальма.

Дети запоминают и называют слова, определяют, какой звук встречается во всех этих словах, дают ему характеристику.

Аналогично проводится упражнение «Письмо», но детям предъявляются не открытки, а ряж слов.

Оля – осень – отпуск – остров – овцы – овощи – ослик – обувь – осы – облако – окна – обруч – окунь – озеро.

 

Игра «Необычные цветы»

Цель :Найти заданный звук в слове.

Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.

 

Игра «Рыболов»

Цель: Определение места звука в слове.

Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.

 

Игра «Улитка – светофор»

Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А.

Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове.

Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.

Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.

2 комментария

  1. Five Years Is Recommended, but 10 Years May Be Better priligy results VIA, visual inspection with acetic acid; CMV, cytomegalovirus; HSV, herpes simplex virus; ART, antiretroviral therapy; STIs, sexually transmitted infections; HPV, human papilloma virus
    25.08.2024 at 22:10
  2. how can i buy priligy in usa Thrombophilias may cause difficulty in getting and staying pregnant due to microclots compromising the blood flow nutrition and oxygen to the uterine lining and to the placenta
    08.11.2024 at 10:52

Leave a comment