Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.
Чаще всего, несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения — ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.
Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают слова. В логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, чтобы ребёнку они были интересными и не надоедали. Игры, используемые для решения поставленных проблем:
1) Игры на развитие слухового внимания:
— «Узнай, что звучит?»
— «Узнай, где звучит?»
— «Что ты слышишь?»
— «Назови звуки улицы»
— «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»
— «Жмурки с колокольчиком»
— «Угадай по звуку, что делает?»
2) Игры на развитие фонематического восприятия:
— Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.
Стали громко петь Еноты, даже разучили… (слова, ноты, стихи)
Приготовлены постели для Ежей у старой… (ели, липы, сосны)
Съел Сережа на обед Целых пять больших… (сосисок, блинов, котлет)
Я надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, гриб)
Раскрывает Жаба рот, Громко песенку… (кричит, поет, квакает)
— Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя: АУИО, ИАУО, УИОА.
— Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками: ТУ—КА—ПО, ВЫ—КА—ТУ,
Раздел: Учитель - логопед