Народные игры «Играем вместе!»

Народные игры «Играем вместе!»

Проведение занятия способствует приобретению опыта общения, знакомит с русскими народными играми и загадками. Это привлекает детей к русской культуре, воспитывает уважение к родным традициям.

Привлекательным моментом организации игр в ДОУ становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью народных игр является реализация развлекательной функции: шутки со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность игр для ребенка. Доброжелательный смех взрослых, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных досугов и праздников, повседневного общения эти игры незаменимы.

Играет песня «Ах вы сени ,мои сени!»

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Добрый день, дорогие гости!

Не стесняйтесь, проходите в нашу горницу друзья

И улыбки захватите, ведь без них никак нельзя!

2 Ведущий:

Мир вам гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную, мы готовили для вас.

Дети вместе читают слова с ведущим

1.Ведущий и дети читают гостям

-«Пусть моя изба не красна углами,

не богата пирогами,

но рады мы гостям,

как добрым вестям!

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!»

Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила весна. Сегодня мы поиграем в русские старинные игры.

В эти игры еще играли наши прабабушки и прадедушки. В старину игры устраивали во дворах чаще всего в праздники. И, конечно, весной на улицах становилось более оживленно.

2 ведущий: Скажите, что происходит с природой весной? (дети отвечают: прилетают птицы, тает снег, начинают распускаться почки деревьев) Правильно, значит, вся природа оживает. Вот поэтому мы и вас пригласили к нам в гости, чтобы вы лучше почувствовали весну, получили заряд бодрого настроения и прилив сил. Ребята сейчас мы с вами поиграем (дети: да!).

1.ведущий: давайте все дружно встанем в хоровод. Ребята скажите, а на что наш хоровод похож? Дети отвечают на солнце, на блин и т.д )

2.ведущий: Весна – замечательное время года, когда пробуждается и оживает природа. Яркое весеннее солнце топит зимние снега, и они превращаются в ручейки. Скажите, ребята, а есть такая ли игра, связанная с весенней водицей …дети отвечают

Ребята, давайте поиграем в игру «Ручеек»? и перепрыгивают через костер

1 ведущий «Ручеек»— русская народная игра, известная с давних пор. О ручейках в народе сложено много песен, сказок, стихов. Ручейки – чистые источники, украшающие нашу землю. А весной они дарят нам весеннее настроение, радуя своим звенящим журчанием.

Ход : Всем участникам нужно разбиться на пары, игроки каждой пары берутся за руки. Они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. Водящий  входит в коридор и выбирает себе пару, а освободившийся человек становится водящим. Чем быстрее течёт «ручеёк», тем веселее. Смысл игры для участников сводится к возможности постоять, взявшись за руки со своими друзьями. Дети играют в «Ручеек».

Танец- игра ручеек

делают ручеек ,затем в хоровод плавно переходят,  затем завивают, как вилок капусты. и расходятся снова в ручеек и   хоровод танцуют.

2.ведущий

гости дорогие, маленькие и большие!

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

А наградой будет смех.

Задорный и веселый!

1.ведущий: Ребята я вам предлагаю поиграть в старую русскую народную игру « Дударь» — подражательная игра. выбираем дударя вспомним нашу считалочку.

( Ваня читай считалку) Дударю дудочку

«Под горою у реки,
Живут гномы старики.
У них колокол висит,
Рассеребряный звонит:
Диги-диги-диги дон
Выходи из круга вон».,

 

Дударь, дударь, дударище.

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Его под колоду, его под гнилую.

-Дударь, дударь что болит?

-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)

 

Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют.

Пропев песню, спрашивают:

-Дударь, Дударь, что болит?

-Рука (нога,  уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)

Все находящиеся в хороводе берутся за “больное” место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого  поймает, тот становится на его место.

Игра «Шёл козёл по лесу». ( наборный хоровод) Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова:

Шел козел по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

^ И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

и хвостиком помашем,

И всё начнём сначала, сначала, сначала.

Идет знакомство. Пара расходится, и каждый участник выбирает себе новую пару. Игра продолжается, но уже в кругу две пары. И так продолжается до тех пор, пока все пары не встанут в круг.

Русская народная игра «Салки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.

Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

 

1.ведущий предлагает детям и гостям присесть в горнице на скамеечки

1.ведущий

Посидите, отдохните

Да умом пошевелите.

Мои хитрые загадки

Кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки

Обещаю к чаю дать.

Загадки: к загадками реальные вещи ответы платок, лапти. валенки ,гармошка  ,рукавицы, корзина. пару загадок дети читают наизусть

1.Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок

Сложен красочный..(платок)

 

2.Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти)

 

3.Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы-

Мы обуем (валенки).

 

4.Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку).

 

5.Если маленький мороз-

Не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться,

Мы наденем (рукавицы).

 

6.Как нужна она в лесу!

В ней грибы домой несу,

Полюбуйся на картину-

Белых целая….(корзина).

1.ведущий: а еще наши прабабушки и прадедушки очень любили петь песни, частушки ,может и мы с вами споем нашим гостям.

  1. ведущий: : Ну-ка, быстро ребята  вставайте, да частушку запевайте! По два человека поют и запевает

1 ребенок:

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чечётки  – в трещотки.
2 ребенок:

Чайки – в балалайки,
Скворцы – в бубенцы,
Две синицы-крошки
Заиграли в ложки.
3 ребенок: Играют, играют,
Всех потешают.
Уж как станем мы играть –
Слушает вся улица,
И петух, и курица!

 

Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки,

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки!

(Затем дети )

1.У ворот сидели

Девочки – болтушки

И с утра до ночи

Пели всем  частушки.

 

  1.  Мы частушек много знаем

И весёлых, и смешных.

Приглашаем, тех послушать

Кто не знает ни каких.

 

  1. Ты прости, дружочек Федя

Что тебя обидела.

Я пирог твой откусила,

А тебя не видела.

  1.   Ах, пятка носок,

Расковыривай песок.

Уж я так попляшу

Вам всю избу распашу.

 

5.Балалаечка играет,

Балалаечка поёт!

Балалайке сделай ножки

Балалаечка пойдёт!

6.Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко,

Погляди, гармошка

Откроется ль окошко.

 

Все вместе:

Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки,

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки!

 

ведущая: После таких частушек задорных, ноги сами в пляс просятся!

Выходите, попляшите

Своей пляской всех зажгите.

Мне нужно два кузница (для песни инсценировать молоток ))) выходят в центр два или три мальчика и начинаю петь а потом все присоединяются. Выходят  дети.

Мальчик громко читает

Кузнец: А я – кузнец-молодец,
На все руки удалец!
Кую гвозди и подковы,
Раз-два – и готово!
Запевайте песню русскую, детвора,
Повеселить гостей пора!

Эй, кузнец,
Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего не подковать! (лошадь на палке)
Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два —
И готово!

 

Песня во кузнице

Дети берут в руки инструменты: ложки, бубны, маракасы — у каждого инструменты
1 ведущий: Дорогие друзья, сейчас я вам расскажу о старинной русской игре « У Маланьи у старушки»

Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.(( читает считалку ребенок )) Маланьи платок на голову.

Хороводная и народная  игра «У Маланьи, у старушки…»

Дети собираются в кружок, выбирают Маланыо (можно посчитаться). Ей повязывают большой яркий платок и провожают за дверь. Оставшиеся ,загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание).

Затем хором зовут: «Маланья!»

Та, входя: «Что, детушки?»

Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка  , посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не разгадаешь!»

Далее дети приговаривают с характерными движениями.

У Маланьи, у старушки -Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке — Складывают руки углом, показывая «избушку».

Семь сыновей,- Показывают пальцы.

Все без бровей, — Очерчивают брови пальцами.

Вот с такими ушами, — Растопыренные ладони подносят к ушам.

Вот с такими носами, — Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, — Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такой головой,- Очерчивают большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! — Показывают руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели,- Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».

На Маланью все глядели — Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.

И все делали вот так.- Показывают загаданное действие.

 

 

1 ведущий: Продолжаем наш игровой праздник

Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых весенних дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Все в хороводе танец игра вейся капуста

2 ведущий Вот и подошел к концу наше игровое занятие. Я думаю все остались довольны и хорошо провели время. Ребята мы поиграли в разные народные игры.

А какая игра понравилась вам больше.

МАША ,СКАЖИ. -МАРГАРИТА И Т.Д. Скажите а можно ли в них поиграть на улице на прогулке?

А какие мы сегодня с вами еще не успели поиграть  игры? дети отвечают : змея .горелки, бубен, карусель ,салки,     гуси -лебеди.

(Закончим наш праздник стихотворением .

Весна! Весна красна!

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными,

С весенними ливнями!

Входи, Весна, в каждый дом!

Тебе, Весна, все рады!