Народные игры «Играем вместе!»
Проведение занятия способствует приобретению опыта общения, знакомит с русскими народными играми и загадками. Это привлекает детей к русской культуре, воспитывает уважение к родным традициям.
Привлекательным моментом организации игр в ДОУ становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью народных игр является реализация развлекательной функции: шутки со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность игр для ребенка. Доброжелательный смех взрослых, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных досугов и праздников, повседневного общения эти игры незаменимы.
Играет песня «Ах вы сени ,мои сени!»
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий: Добрый день, дорогие гости!
Не стесняйтесь, проходите в нашу горницу друзья
И улыбки захватите, ведь без них никак нельзя!
2 Ведущий:
Мир вам гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную, мы готовили для вас.
Дети вместе читают слова с ведущим
1.Ведущий и дети читают гостям
-«Пусть моя изба не красна углами,
не богата пирогами,
но рады мы гостям,
как добрым вестям!
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!»
Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила весна. Сегодня мы поиграем в русские старинные игры.
В эти игры еще играли наши прабабушки и прадедушки. В старину игры устраивали во дворах чаще всего в праздники. И, конечно, весной на улицах становилось более оживленно.
2 ведущий: Скажите, что происходит с природой весной? (дети отвечают: прилетают птицы, тает снег, начинают распускаться почки деревьев) Правильно, значит, вся природа оживает. Вот поэтому мы и вас пригласили к нам в гости, чтобы вы лучше почувствовали весну, получили заряд бодрого настроения и прилив сил. Ребята сейчас мы с вами поиграем (дети: да!).
1.ведущий: давайте все дружно встанем в хоровод. Ребята скажите, а на что наш хоровод похож? Дети отвечают на солнце, на блин и т.д )
2.ведущий: Весна – замечательное время года, когда пробуждается и оживает природа. Яркое весеннее солнце топит зимние снега, и они превращаются в ручейки. Скажите, ребята, а есть такая ли игра, связанная с весенней водицей …дети отвечают
Ребята, давайте поиграем в игру «Ручеек»? и перепрыгивают через костер
1 ведущий «Ручеек»— русская народная игра, известная с давних пор. О ручейках в народе сложено много песен, сказок, стихов. Ручейки – чистые источники, украшающие нашу землю. А весной они дарят нам весеннее настроение, радуя своим звенящим журчанием.
Ход : Всем участникам нужно разбиться на пары, игроки каждой пары берутся за руки. Они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. Водящий входит в коридор и выбирает себе пару, а освободившийся человек становится водящим. Чем быстрее течёт «ручеёк», тем веселее. Смысл игры для участников сводится к возможности постоять, взявшись за руки со своими друзьями. Дети играют в «Ручеек».
Танец- игра ручеек
делают ручеек ,затем в хоровод плавно переходят, затем завивают, как вилок капусты. и расходятся снова в ручеек и хоровод танцуют.
2.ведущий
гости дорогие, маленькие и большие!
Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
А наградой будет смех.
Задорный и веселый!
1.ведущий: Ребята я вам предлагаю поиграть в старую русскую народную игру « Дударь» — подражательная игра. выбираем дударя вспомним нашу считалочку.
( Ваня читай считалку) Дударю дудочку
«Под горою у реки,
Живут гномы старики.
У них колокол висит,
Рассеребряный звонит:
Диги-диги-диги дон
Выходи из круга вон».,
Дударь, дударь, дударище.
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище
Его под колоду, его под гнилую.
-Дударь, дударь что болит?
-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)
Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют.
Пропев песню, спрашивают:
-Дударь, Дударь, что болит?
-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за “больное” место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого поймает, тот становится на его место.
Игра «Шёл козёл по лесу». ( наборный хоровод) Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова:
Шел козел по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
^ И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
и хвостиком помашем,
И всё начнём сначала, сначала, сначала.
Идет знакомство. Пара расходится, и каждый участник выбирает себе новую пару. Игра продолжается, но уже в кругу две пары. И так продолжается до тех пор, пока все пары не встанут в круг.
Русская народная игра «Салки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.
Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет.
На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Игра повторяется.
1.ведущий предлагает детям и гостям присесть в горнице на скамеечки
1.ведущий
Посидите, отдохните
Да умом пошевелите.
Мои хитрые загадки
Кто сумеет разгадать?
Тому сушки и баранки
Обещаю к чаю дать.
Загадки: к загадками реальные вещи ответы платок, лапти. валенки ,гармошка ,рукавицы, корзина. пару загадок дети читают наизусть
1.Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
К уголочку уголок
Сложен красочный..(платок)
2.Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти)
3.Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы-
Мы обуем (валенки).
4.Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую (гармошку).
5.Если маленький мороз-
Не хватает он за нос.
Как начнет мороз сердиться,
Мы наденем (рукавицы).
6.Как нужна она в лесу!
В ней грибы домой несу,
Полюбуйся на картину-
Белых целая….(корзина).
1.ведущий: а еще наши прабабушки и прадедушки очень любили петь песни, частушки ,может и мы с вами споем нашим гостям.
- ведущий: : Ну-ка, быстро ребята вставайте, да частушку запевайте! По два человека поют и запевает
1 ребенок:
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чечётки – в трещотки.
2 ребенок:
Чайки – в балалайки,
Скворцы – в бубенцы,
Две синицы-крошки
Заиграли в ложки.
3 ребенок: Играют, играют,
Всех потешают.
Уж как станем мы играть –
Слушает вся улица,
И петух, и курица!
Мы частушек много знаем
Под разлив гармошечки,
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошечки!
(Затем дети )
1.У ворот сидели
Девочки – болтушки
И с утра до ночи
Пели всем частушки.
- Мы частушек много знаем
И весёлых, и смешных.
Приглашаем, тех послушать
Кто не знает ни каких.
- Ты прости, дружочек Федя
Что тебя обидела.
Я пирог твой откусила,
А тебя не видела.
- Ах, пятка носок,
Расковыривай песок.
Уж я так попляшу
Вам всю избу распашу.
5.Балалаечка играет,
Балалаечка поёт!
Балалайке сделай ножки
Балалаечка пойдёт!
6.Я приду с гармошечкой
Под твоё окошечко,
Погляди, гармошка
Откроется ль окошко.
Все вместе:
Мы частушек много знаем
Под разлив гармошечки,
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошечки!
ведущая: После таких частушек задорных, ноги сами в пляс просятся!
Выходите, попляшите
Своей пляской всех зажгите.
Мне нужно два кузница (для песни инсценировать молоток ))) выходят в центр два или три мальчика и начинаю петь а потом все присоединяются. Выходят дети.
Мальчик громко читает
Кузнец: А я – кузнец-молодец,
На все руки удалец!
Кую гвозди и подковы,
Раз-два – и готово!
Запевайте песню русскую, детвора,
Повеселить гостей пора!
Эй, кузнец,
Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего не подковать! (лошадь на палке)
Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два —
И готово!
Песня во кузнице
Дети берут в руки инструменты: ложки, бубны, маракасы — у каждого инструменты
1 ведущий: Дорогие друзья, сейчас я вам расскажу о старинной русской игре « У Маланьи у старушки»
Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.(( читает считалку ребенок )) Маланьи платок на голову.
Хороводная и народная игра «У Маланьи, у старушки…»
Дети собираются в кружок, выбирают Маланыо (можно посчитаться). Ей повязывают большой яркий платок и провожают за дверь. Оставшиеся ,загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание).
Затем хором зовут: «Маланья!»
Та, входя: «Что, детушки?»
Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка , посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не разгадаешь!»
Далее дети приговаривают с характерными движениями.
У Маланьи, у старушки -Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке — Складывают руки углом, показывая «избушку».
Семь сыновей,- Показывают пальцы.
Все без бровей, — Очерчивают брови пальцами.
Вот с такими ушами, — Растопыренные ладони подносят к ушам.
Вот с такими носами, — Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, — Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.
Вот с такой головой,- Очерчивают большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! — Показывают руками большую окладистую бороду.
Они не пили, не ели,- Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».
На Маланью все глядели — Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.
И все делали вот так.- Показывают загаданное действие.
1 ведущий: Продолжаем наш игровой праздник
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых весенних дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Все в хороводе танец игра вейся капуста
2 ведущий Вот и подошел к концу наше игровое занятие. Я думаю все остались довольны и хорошо провели время. Ребята мы поиграли в разные народные игры.
А какая игра понравилась вам больше.
МАША ,СКАЖИ. -МАРГАРИТА И Т.Д. Скажите а можно ли в них поиграть на улице на прогулке?
А какие мы сегодня с вами еще не успели поиграть игры? дети отвечают : змея .горелки, бубен, карусель ,салки, гуси -лебеди.
(Закончим наш праздник стихотворением .
Весна! Весна красна!
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными,
С весенними ливнями!
Входи, Весна, в каждый дом!
Тебе, Весна, все рады!
Раздел: Акварельки