Скороговорка — это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы — великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Скороговорки — своеобразный тренажёр речи, а игровые задания — своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.
Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Как работать со скороговорками?
- Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой скороговорки на иллюстрации.
- Попросите его объяснить сложные слова или объясните их
значение сами. - Предложите малышу взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя
руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог). - Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
- Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
- Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишьснежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
- Устройте соревнование (с мамой или друзьями) — кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
- Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Существуют целые подборки скороговорок, направленных на отработку определенных звуков.
Скороговорки на автоматизацию звуков [П] — [Б], [Т] — [Д]
Сказал Степан: «Пан или пропал». Пан пал, Степан пропал.
— Расскажите про покупки!
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] — [З], [С’] — [З’]
Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
Идёт с козой косой козёл. Косой козёл идёт с козой.
Сеня — незнайка, а Зоя — зазнайка.
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш] — [Ж]
Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.
У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?
По меже шагает ёж: ты его рукой не трожь!
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ч] — [Щ]
Чёрный плащ надет на плечи, без плаща мне было легче.
Волки в роще рыщут, рыщут, пищу в роще волки ищут.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Взяли щетинку у чушки, отдали щучке.
Скороговорки на автоматизацию звуков Л, ЛЬ.
Стул около стола, стол около стула.
Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.
Петя был мал и мяту мял.
Увидала мать – не велела мять
Скороговорки на автоматизацию звуков Р, РЬ.
Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Занимайтесь чаще, и через некоторое время малыш сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.
Раздел: Учитель - логопед