Консультация для родителей. «Скороговорка поможет правильно и красиво говорить»

Скороговорка — это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы — великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Скороговорки — своеобразный тренажёр речи, а игровые задания — своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.

Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Как работать со скороговорками?

  1. Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой скороговорки на иллюстрации.
  1. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их
    значение сами.
  2. Предложите малышу взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя
    руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
  3. Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
  4. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
  5. Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишьснежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
  6. Устройте соревнование (с мамой или друзьями) — кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
  7. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Существуют целые подборки скороговорок, направленных на отработку определенных звуков.

Скороговорки на автоматизацию звуков [П] — [Б], [Т] — [Д]

Сказал Степан: «Пан или пропал». Пан пал, Степан пропал.

— Расскажите про покупки!

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] — [З], [С’] — [З’]

Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.

Идёт с козой косой козёл. Косой козёл идёт с козой.

Сеня — незнайка, а Зоя — зазнайка.

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш] — [Ж]

Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.

У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?

По меже шагает ёж: ты его рукой не трожь!

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ч] — [Щ]

Чёрный плащ надет на плечи, без плаща мне было легче.

Волки в роще рыщут, рыщут, пищу в роще волки ищут.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Взяли щетинку у чушки, отдали щучке.

Скороговорки на автоматизацию звуков Л, ЛЬ.

Стул около стола, стол около стула.

Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.

Петя был мал и мяту мял.

Увидала мать – не велела мять

Скороговорки на автоматизацию звуков Р, РЬ.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Занимайтесь чаще, и через некоторое время малыш сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.