Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис

Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис

 

Упражнение для губ

— Губы в «улыбке», как при звуке И.

— Губы нейтральны, как при звуке А.

— Губы округлены, как при звуке О.

— Губы «трубочкой», как при звуке У.

— Чередование движений: А – И, А – У, и наоборот.

— Плавный переход от одного звука к другому: И – А, А – О, О – У…

— Произнесение ряда гласных звуков с плавным переходом: И – А – О – У и наоборот.

— С усилением размыкать плотно сомкнутые губы, произнося: П – П…

Упражнения для нижней челюсти

— Открыть широко рот, закрыть.

— Движения нижней челюсти влево, вправо, влево, вправо.

Упражнения для щёк

— Щёки надуть «толстый».

— Щёки втянуть «худой».

— Чередование упражнений «толстый» – «худой».

— Надувать правую и левую щёки попеременно (медленно и быстро).

Упражнения для развития дыхания

Упражнения, направленные на выработку диафрагмального типа дыхания

— Ребёнок лежит на спине; левая ладонь ребёнка расположена на его животе, а правая – на груди. По команде взрослого ребёнок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик.

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания

— Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.

— Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть их с места.

— Дуть на шарики разной тяжести.

— Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.

— Задувать на резком и длительном выдохе пламя свечи.

— Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе.

— Надувать резиновые игрушки, шарики.

— Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.