Консультации для родителей в летний период

Консультации для родителей в летний период

Дети и мир природы
Многие родители задают такой вопрос: «Можно ли воспитать сострадание, сочувствие к природе у детей дошкольного возраста?» При общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой – проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. У детей еще не развито умение обращать внимание на состояние объектов живой и неживой природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира.
Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Особенно большие возможности открываются в летний период. Родители могут привить такое отношение через прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, чаще выезжать за город.

Волшебный мир красок глазами детей летом
Дети, находясь в непосредственной близости к природе, почти каждый день встречаются с интересными, необычными явлениями. Все привлекает их внимание: и маленькая незаметная букашка, и яркая радуга. Большой интерес проявляют они и к труду взрослых. Обилие новых впечатлений создает у дошкольников повышенное эмоциональное настроение, что заметно сказывается на их стремлении отразить в творческой деятельности то, что они увидели, узнали, почувствовали. Большую роль в этом играют наблюдения. Взрослому необходимо научить ребенка такому целенаправленному наблюдению, во время которого он не только познает предмет или явление, но и воспринимает его эстетические качества. Нужно чаще предоставлять детям возможность самим придумывать содержание рисунка, лепки. Ребенок может нарисовать, где он был, что видел интересного. Рисунки малыша несложны: это может быть цветок, жучок. Яркость и разнообразие красок в природе летом обостряют у маленьких детей внимание к цвету, и это отражается в их рисунках. Они рисуют зеленую травку, белые ромашки с желтой серединкой, сознательно связывая цвет краски со своими представлениями о предмете. В старших группах рисунки сложнее. Природное окружение летом дает возможность развивать у детей чувство цвета. В разное время дня, в разную погоду ребенок наблюдает за цветом неба, за облаками, окрашенными лучами солнца утром в розовый цвет, вечером в багряно-красный. В солнечный день небо бледно-голубое, облака белые, пушистые. Перед дождем нависают тяжелые темные тучи. Полученные впечатления находят отражение в рисунках детей. В своих рисунках дошкольник отражает наиболее интересные события, явления, с которыми он знакомится летом: «Летний дождь», «Как мы поливали огород», «Цветочная клумба» и др.

Игры дошкольников в летний период
Игра – основная деятельность ребенка дошкольного возраста, она делает жизнь детей полноценной и радостной. Игра – это форма социальной жизни ребенка. В игре через призму детских представлений отражается окружающая ребенка жизнь.
Летом игра занимает большое место в жизни ребенка. Близость к природе, простор лесов и полей, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала: песка, воды, шишек, веток, камешков и т.д. – способствуют развития творческого замысла в игре, осуществлению заданного детьми сюжета. Особенно важно летом использовать игру для создания у ребенка хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости. Это могут быть подвижные игры, спортивного характера, сюжетно-ролевые, игры с водой и песком, игры со строительным материалом. Важно вызывать интерес ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствует разностороннему развитию. Чтобы ребенок мог отразить в своей игре новые полученные летом впечатления, необходимо наблюдать с ним за окружающими его людьми. Это помогает выполнить взятую на себя роль в игре. С детьми старшего возраста значительное место занимают словесные игры («Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Черное и белое» и др.). Очень любят дошкольники игры-забавы. Детей нужно учить чувствовать смешное. Такие игры, как «Летает – не летает», «Запрещенное движение», «Веселый жмурка», «Ловкие рыболовы», помогают воспитывать чувство юмора. Необходимо учить детей слушать и слышать: обращать внимание на разнообразные звуки леса, предлагать определить, что это за звуки: верхушки деревьев шумят, ручеек журчит и т.д.
Лето – пора веселых, умных, полезных игр. Без игры нет счастливого детства. Об этом не должен забывать взрослый.

Игры с водой и песком у дошкольников
Дети дошкольного возраста особенно охотно играют с песком и водой. Они любят копать песок, просеивать его через ситечко, лепить из него, используя формочки; любят переливать воду, пускать плавающие игрушки. Эти игры доставляют детям большое удовольствие, помогают познать качества и свойства материалов (сухой песок рассыпается, из влажного можно лепить, в воде одни игрушки плавают, другие тонут и т.д.). Песок желательно разместить в большой песочнице, чтобы одновременно играло много детей, не мешая друг другу. Для игры с песком необходимы лопатки, совки, ситечки, формочки. Когда ребенок научатся лепить из песка, ему можно дать дополнительно деревянные палочки, флажки, дощечки, веточки, – все это он использует для украшения своей лепки из песка. От простого манипулирования с песком, лепки пирожков взрослый постепенно переводит ребенка к лепке тематической, к созданию несложного сюжета в играх.
Большое удовольствие также доставляет ребенку игра с водой. Резиновые бассейны, ванны должны быть поставлены на подставки, соответствующие росту ребенка. Для игры с водой ребенку необходимы резиновые гуси, утки, лодочки, пароходики; тонущие предметы – камушки; емкости для наполнения водой выливания ее – пластмассовые стаканчики; игрушки для купания – резиновые куклы. Необходимо учить ребенка играть с водой аккуратно, поддерживать радостное настроение помогает в усвоении таких понятий, как «плавает», «тонет», «наливается», «выливается». От наблюдений за предметами в воде малыш постепенно переходит к играм с простым сюжетом: купание кукол, катание пассажиров на игрушечном пароходе или лодочке и т.д.
Воспитатель: Кожухова И.А.