Пальчиковая гимнастика

                                           Пальчиковая гимнастика

           Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что,  в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально.                                                                                                                                                                                                                   При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замёрзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребёнка развиваются  звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несёт в себе полезную информацию). Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы, а – у – у – у  - и; ы, а – у – у -  ё -  мы капусту рубим, мы капусту трём) или на необычных слогах (гы, га – гу – гу, гу – гим ; гы, га – гу – гу – гём – мы капусту рубим, мы капусту трём), дети улучшают звукопроизношение.           Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально.  Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

       Задачи  — 2 младшая группа

  1. Тренировка и укрепление мелких мышц руки.
  2. Развитие чувства ритма
  3. Формирование понятия звуковысотного слуха и голоса.
  4. Развитие памяти и интонационной выразительности.

Задачи – средняя группа

  1. Укрепление мышц пальцев руки
  2. Развитие чувства ритма
  3. Формирование понятия звуковысотного слуха и голоса.
  4. Развитие памяти и интонационной выразительности.
  5. Развитие артикуляционного аппарата.

       Задачи  — старшая группа

  1. Развитие речи, артикуляционного аппарата.
  2. Развитие внимания, памяти, интонационной выразительности.
  3. Развитие чувства ритма.
  4. Формирование понятия звуковысотности.

Задачи – подготовительная группа

  1. Развитие и укрепление мелкой моторики.
  2. Развитие памяти, интонационной выразительности, творческого воображения.
  3. Развитие звуковысотного слуха и голоса.
  4. Развитие чувства ритма
  5. Формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста, без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании.

 

Примеры Пальчиковой гимнастики

«Бабушка»

                                                              (для малышей)

Наша бабушка идёт                            (хлопать ладонями по коленям поочередно левой и

правой рукой)

И корзиночку несёт.                            ( Пальцы слегка расставить и присоединить их к

пальцам другой руки)

Села тихо в уголочек                            (Положить руки на колени)

Вяжет деточкам чулочек.                    (Имитация вязания на спицах)

Вдруг котята прибежали                      (Мягкими кистями рук выполнять движение

«кошечка»)

И клубочки отобрали.

Где же, где мои клубочки?                   (Развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки?             (Имитация вязания на спицах)

«Поросята»

                                           (для старшего возраста)

Две свинки                                          (Сжать пальцы обеих рук в кулачки, большие пальцы

поднять)

В загоне у фермера жили                ( Сделать «плетень», прикоснувшись пальцами

одной руки с другой)

И между собою                                  (Сделать «замок», скрестив  пальцы обеих рук)

Толстушки дружили.

У каждой росло                                   (Большой палец прижат к ладони, шевелить

остальными пальцами)

По четыре ребенка,

Четыре веселых

Смешных поросенка.                              (Выполнять  разнообразные движения руками)

И вместе все восемь

Любили играть,

Плескаться в воде,

Кувыркаться, плясать.

А вечер настанет —                  (Большой палец прижат к ладони, шевелить

остальными пальцами)

И к маме бегут,

Лягут в загоне

И вместе заснут.                        («Сделать «плетень»)

 

Музыкальный руководитель  Розанова И.Ю.