«Самомассаж
в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи».
Самомассаж— это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей человека.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Логопедический самомассаж используют
с детьми при:
— дизартрии;
— моторной алалии;
— заикании;
— афазии.
Цель самомассажа:
нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;
уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, рук;
снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;
увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции и движений рук.
Использование приемов самомассажа:
Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата
Длительность: 5 — 10 мин.
Каждое движение выполняется 4 — 6 раз.
Проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка, рук.
Проводится в игровой форме .
Правила проведения массажа:
Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус или гипотонус мышц);
Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разработавших специальные массажные комплексы;
Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;
Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.__
При проведении самомассажа руки должны быть теплыми (в начале необходимо согреть руки), движения должны быть медленными, размеренными, желательно стихотворное сопровождение своих действий.
Противопоказания для проведения самомассажа:
- Нельзя проводить самомассаж перед дневным и ночным сном, чтобы мозг не получал дополнительные импульсы для активизации.
- Так же противопоказаниями для проведения самомассажа могут служить различные травмы в виде порезов пальцев и трещин губ.
Рекомендуется проводить самомассаж по следующей схеме:
Ребенку необходимо принять комфортную позу;
объяснить ребенку движения самомассажа с практическим показом;
выполнение ребенком самомассажа перед зеркалом по подражанию взрослого;
выполнение ребенком самомассажа без зеркала (старший возраст);
сопровождение самомассажа стихами, музыкой, иллюстрациями.
Комплекс самомассажа пальцев рук и предплечий.
- Подушечки 4-х пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой руки.
- Кисти и предплечье левой руки расположите на столе, ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони и предплечья («прямолинейное движение). Проделайте тоже для другой руки.
- Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте пощипывающий массаж тыльной стороны ладони левой руки и предплечья. Проделайте тоже для другой руки.
- Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх- вниз по ладони левой руки и предплечья ( «прямолинейное» движение). Проделайте тоже для другой руки.
- Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
- Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми
большим, указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах и предплечье левой руки
(« прямолинейное» движение).
Проделайте тоже для другой руки.
- Движения, как при растирании замерзших рук.
- Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные 4 пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями все пальчики. Проделайте тоже для другой руки.
Литература:
- З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии», Екатеринбург: Издательство «ЛИТУР», 2001
- О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет», СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
- И.С.Лопухина «Логопедия», Санкт-Петербург: Издательство «Дельта», 1997.
Успехов Вам!
Раздел: Учитель - логопед