«Самомассаж в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи».

«Самомассаж

в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи».

 Самомассажэто активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей человека.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Логопедический самомассаж используют

с детьми при:

— дизартрии;

— моторной алалии;

— заикании;

— афазии.

Цель самомассажа:

нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;

уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, рук;

снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции и движений рук.

Использование приемов самомассажа:

Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата

Длительность: 5 — 10 мин.

Каждое движение выполняется 4 — 6 раз.

Проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка, рук.

Проводится в игровой форме .

Правила проведения массажа:

Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус или гипотонус мышц);

Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разработавших специальные массажные комплексы;

Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;

Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.__

При проведении самомассажа руки должны быть теплыми (в начале необходимо согреть руки), движения должны быть медленными, размеренными, желательно стихотворное сопровождение своих действий.

Противопоказания для проведения самомассажа:

  1. Нельзя проводить самомассаж перед дневным и ночным сном, чтобы мозг не получал дополнительные импульсы для активизации.
  2. Так же противопоказаниями для проведения самомассажа могут служить различные травмы в виде порезов пальцев и трещин губ.

Рекомендуется проводить самомассаж по следующей схеме:

Ребенку необходимо принять комфортную позу;

объяснить ребенку движения самомассажа с практическим показом;

выполнение ребенком самомассажа перед зеркалом по подражанию взрослого;

выполнение ребенком самомассажа без зеркала (старший возраст);

сопровождение самомассажа стихами, музыкой, иллюстрациями.

Комплекс самомассажа пальцев рук и предплечий.

  1. Подушечки 4-х пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой руки.
  2. Кисти и предплечье левой руки расположите на столе, ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони и предплечья («прямолинейное движение). Проделайте тоже для другой руки.
  3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте пощипывающий массаж тыльной стороны ладони левой руки и предплечья. Проделайте тоже для другой руки.
  4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх- вниз по ладони левой руки и предплечья ( «прямолинейное» движение). Проделайте тоже для другой руки.
  5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
  6. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми

большим, указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах и предплечье левой руки

(« прямолинейное» движение).

Проделайте тоже для другой руки.

  1. Движения, как при растирании замерзших рук.
  2. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные 4 пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями все пальчики. Проделайте тоже для другой руки.

Литература:

  1. З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии», Екатеринбург: Издательство «ЛИТУР», 2001
  2. О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет», СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
  3. И.С.Лопухина «Логопедия», Санкт-Петербург: Издательство «Дельта», 1997.

 

 Успехов Вам!