Братец Мажор и братец Минор в гостях у ребят»
Как объяснить детям, что такое лад?
Музыкальный лад – конструктор, детали которого – звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий.
Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой.
Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.
Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса.
Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка.
Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки.
Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.
Сказка о двух братьях – ладах Мажор и Минор
В давние, давние времена в сказочной стране, под названием Звуколяндия. И правил той страной – король Дин-дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать, да скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами поболтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные –
Все, как один певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра,
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бак повернется
И все заново начнется:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни звуки до того обленились,
Что петь, как следует совсем разучились,
Король был ужасно огорчен,
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк.
А они не хотят никак.
Но вот однажды прибыли в Звукландию из далекой страны Ладии два брата Лада. Один был веселый плясун – хохотун, другой грустный, задумчивый.
Веселого звали Мажор. А грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили ему помочь.
Во дворец явились,
Королю, как положено поклонились.
Здравствуй, Дин-дон, – говорят. –
Хотим послушать твоих солдат.
– А ну, – скомандовал Звукам король, –
Запевать все, изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
– Давай, – говорят, – Дин-дон мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
– Запевай! – скомандовал им Мажор. Звуки запели.
Мы все дружно встали в ряд, получился звукоряд.
Не простой – мажорный, радостный, задорный.
Кончили Звуки петь – шагнул вперед Минор. Скомандовал: «На тон, полутон рассчитайсь!» Звуки сразу почему – то загрустили, нехотя рассчитались: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
– Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поем и сейчас мы заревем.
С тех пор наступил порядок в Звукландии.
Дин-дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал.
Загрустит он – Минор явится.
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни зазвучали складно.
Category: Музыкальный руководитель
4 комментария