Братец Мажор и братец Минор в гостях у ребят»

Как объяснить детям, что такое лад?

Музыкальный лад – конструктор, детали которого – звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой.

Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса.

Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка.

Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки.

Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

Сказка о двух братьях – ладах Мажор и Минор

В давние, давние времена в сказочной стране, под названием Звуколяндия. И правил той страной – король Дин-дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать, да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами поболтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам – песню запевать.

Солдаты были у него необычные –

Все, как один певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин-дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,

 

Король захрапит, и звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра,

Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснется,

С боку на бак повернется

И все заново начнется:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни звуки до того обленились,

Что петь, как следует совсем разучились,

Король был ужасно огорчен,

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так и сяк.

А они не хотят никак.

Но вот однажды прибыли в Звукландию из далекой страны Ладии два брата Лада. Один был веселый плясун – хохотун, другой грустный, задумчивый.

Веселого звали Мажор. А грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили ему помочь.

Во дворец явились,

Королю, как положено поклонились.

Здравствуй, Дин-дон, – говорят. –

Хотим послушать твоих солдат.

– А ну, – скомандовал Звукам король, –

Запевать все, изволь!

Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Закричали на два голоса: «Хватит!»

– Давай, – говорят, – Дин-дон мы тебе поможем,

Из Звуков твоих песню ладную сложим.

 

Выстроил Мажор Звуки в ряд –

Получился звукоряд.

Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

– Запевай! – скомандовал им Мажор. Звуки запели.

Мы все дружно встали в ряд, получился звукоряд.

Не простой – мажорный, радостный, задорный.

Кончили Звуки петь – шагнул вперед Минор. Скомандовал: «На тон, полутон рассчитайсь!» Звуки сразу почему – то загрустили, нехотя рассчитались: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

– Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную поем и сейчас мы заревем.

С тех пор наступил порядок в Звукландии.

Дин-дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал.

Загрустит он – Минор явится.

Захочет веселиться – Мажор появится.

Стали Звуки жить ладно,

И песни зазвучали складно.

Leave a comment