Игры и игровые упражнения по обучению грамоте

Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим  признакам.

Занятия по обучения грамоте направлены на развитие понятийного теоретического мышления и на них невозможно обойтись без игр, обслуживающих центральный и наиболее сложный этап обучения: этап введения теоретических понятий. Игра вносит в эти понятия то образное, чувственное содержание, которого лишены и словесные определения нового абстрактного знания, и даже его наглядные схемы и модели. Игру, в результате которой у детей формируются понятия нового типа, перестраивается представление о слове, можно назвать обучающей в строгом смысле слова.

Как же строится обучающая игра?

Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку.

С самого первого занятия по обучению грамоте мы начинаем рассказывать детям сказку (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаюсь к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия.

Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей.

 

Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте

  1. При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).
  2. Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).
  3. Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.
  4. По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.

С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

 

План работы над звуком и буквой

  1. Выделение звука из ярда слогов, слов.
  2. Определение места звука в слове.
  3. Придумывание слов на заданный звук.
  4. Уточнение артикуляции и характеристика звука.
  5. Знакомство с буквой.
  6. Из каких элементов буква состоит.
  7. На что похожа буква.
  8. Узнавание заданной буквы среди других букв.
  9. Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.
  10. Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.

Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.

Игры на уровне звука и буквы.

Выделение звука из слов.

 

Игровое упражнение «Открытки»

Педагог показывает детям открытку и называет слово, предъявляется 10-15 открыток – слов. Необходимо запомнить слова и назвать их в той последовательности, в какой они были названы. Для лучшего запоминания слова связываются между собой в рассказ или небылицу.

Подружки – парк –принцесса – пудель – птичка – пальма – почтальон – посылка – подарок – Павлик – портфель – пряник – пальма.

Дети запоминают и называют слова, определяют, какой звук встречается во всех этих словах, дают ему характеристику.

Аналогично проводится упражнение «Письмо», но детям предъявляются не открытки, а ряж слов.

Оля – осень – отпуск – остров – овцы – овощи – ослик – обувь – осы – облако – окна – обруч – окунь – озеро.

 

Игра «Необычные цветы»

Цель :Найти заданный звук в слове.

Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.

 

Игра «Рыболов»

Цель: Определение места звука в слове.

Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.

 

Игра «Улитка – светофор»

Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А.

Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове.

Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.

Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.

Leave a comment